«Философия Луи Ван Гала и тренеров Аякса». Глава 10. Высшая точка – победа над «Миланом»
Глава 10. Высшая точка – победа над «Миланом»
Спросите любого высококлассного спортсмена, какая у него главная мечта, и он ответит вам: стать чемпионом мира или выиграть золотую медаль на Олимпийских Играх. В декабре 1995 игроки «Аякса» осуществили эту мечту, обыграв бразильский клуб «Гремио» в игре, которая закончилась серией пенальти. Амстердам в очередной раз готовился чествовать своих героев.
Клубный Чемпионат Мира стал кульминацией, коронацией этого удивительного сезона. Из 52 игр внутри страны и на международном уровне «Аякс» выиграл 43 и проиграл всего однажды, в кубке Нидерландов своим заклятым врагам – «Фейеноорду» из Роттердама. Команда забила 155 голов, а пропустила всего 29.
В теории победа над «Гремио» была высшей точкой, но в Европе поражала воображение победа в Лиге Чемпионов. Тот факт, что в финале был повержен опытный и маститый «Милан», безусловно сыграл свою роль. Победа, кульминационная точка эпохи Ван Гала, была одержана 24 мая 1995 года на стадионе Эрнста Хаппеля в Вене. Ниже изложена история подготовки и самого финала.
Приготовления
Подготовка к финалу Лиги Чемпионов началась в середине мая. Прошло всего два дня с того момента, когда Ван Гал держал кубок Чемпионата Нидерландов перед сотнями тысяч восторженных болельщиков в центре Амстердама. Перед первой тренировкой Ван Гал, к восторгу наиболее ярых фанатов, поздравил их с успехами клуба. В раздевалке же он сказал игрокам забыть о недавнем триумфе, сегодня они должны начать подготовку к важнейшему матчу с «Миланом», до которого осталось 9 дней. Вена ждет.
Тренировки проводились на главном поле. Обычная тренировка «Аякса» началась с большого количества упражнений, разделенных на кратковременные промежутки, под руководством тренера по бегу Ямбера. Игроки излучают атлетизм. Позже их просят продемонстрировать свои удары по мячу. На этом уровне довольно быстро становится очевидно, что тренировка нужна не столько для того, чтобы улучшить какие-то аспекты игры, сколько для того, чтобы продолжать практиковаться, так как высокий уровень мастерства уже достигнут. Ван Гал, однако, быстро замечает, что даже опытные игроки могут усвоить какие-то новые приемы. Вторая часть тренировки ясно показывает, как «Аякс» собирается противостоять «Милану». Луи Ван Гал наблюдает за игрой 8 на 8 в касание на одной половине поля. Когда одной команде удается завладеть мячом, ее игрок сразу же должен мчаться на другую половину поля, чтобы в борьбе пытаться зацепиться за навесную передачу. Другие игроки должны как можно быстрее поддержать атаку. Смысл этого упражнения был понятен: в финале европейского первенства «Аяксу» придется больше обычного играть на своей половине поля. Это будет создавать на половине поля «Милана» свободные зоны, которыми необходимо будет воспользоваться. План был ясен, но даже игроки «Аякса» время от времени могут позволить себе некоторую расслабленность. Такого Ван Гал терпеть не собирался. По ходу тренировки он раздражается и его голос становится громче.
Отработка
После тренировки Ван Гал признает, что он недоволен: «Я полностью понимаю игроков. Они праздновали последние два дня. В воскресенье я ездил с ними, а вчера я отпустил их в город одних. Неудивительно, что на первой тренировке им недоставало концентрации. Тем не менее, как тренер, я должен убедиться, что они как можно скорее вернутся в привычный ритм. Это была не какая-то обычная тренировка вроде тех, что были раньше. Сегодня мы учитывали стиль игры «Милана», когда отрабатывали свои приемы.
«Милан» — одна из немногих команд в Италии, которые всегда играют на победу, а не просто, чтобы избежать поражения. Это значит, что они принимают вызов соперника. Мы хотим подловить их на этом, обороняясь на своей половине поля, чтобы воспользоваться теми зонами, которые будут появляться на их половине. Я хотел бы попробовать это в матче против «Фейеноорда» за несколько дней до финала, но мы уже сейчас начали отрабатывать подобную тактику в игре 8 на 8. Конечно, я поговорил об этом с игроками. Я ожидаю, что они вольются в процесс и оставят позади события последних дней. Пока что этого не было. Ни одна из сторон не выглядела как одно целое, касалось ли дело владения мячом или прессинга, они не уделяли достаточного внимания тому, на каком участке поля разворачивается позиционная игра. Моя работа в том, чтобы снова заставать их играть внимательно».
О соперниках Ван Гал высказывается предельно ясно: «Как бы все ни закончилось, “Милан” для меня – предпочтительный соперник. Я предпочту сыграть с командой вроде “Милана”, чем с кем-то вроде “Пармы” или “ПСЖ”.
“Милан”, как и “Аякс”, играет на победу. Две другие команды, которые я упомянул, ставят перед собой цель – избежать поражения. Они отсиживаются, ожидают, пока соперник перейдет в атаку, и тогда использую образующееся пространство на чужой половине поля. У обеих команд есть игроки, подходящие для такой тактики, например, Жинола и Асприлья.
С другой стороны, такая команда как “Милан”, которая любит играть на чужой половине поля, больше подходит нам в плане противоборства. И если они решат сыграть от обороны, то это также не будет проблемой. В конце концов, мы привыкли играть на чужой половине поля. Это и есть сильная сторона “Аякса”, потому что мы всегда стремимся владеть мячом. Проблема в том, что мне, видимо, понадобится лассо, что заставить своих игроков не забывать об обороне. Они могут слишком уж преисполниться энтузиазма».
После этого комментария, данного перед финалом на стадионе Эрнста Хаппеля, Ван Гал быстро добавляет: «Если бы я наверняка знал, что “Милан” отдаст нам инициативу, я бы определенно избрал другой подход к тренировке сегодня. Например, играть на выдвинутого вперед страйкера, чтобы другие игроки подключались и поддерживали его.
Я полагаю, что креативные идеи должны быть частью повседневной работы тренера. Использовать нужный прием в нужное время. Убедиться, что идея будет воплощена, как и задумывалось. Я должен реагировать на происходящее в игре немедленно, у меня нет времени размышлять над ситуацией. Так же нужно проводить и тренировки».
Деталь
Когда мы упоминаем, что в тренировке были использованы новые мячи «Адидас Кестра», Ван Гал улыбается: «Сегодня мы первый раз играли этим мячом. Такие мячи буду использованы на финале. Это совершенно другой мяч по сравнению с “Дерби Стар”, с которым мы обычно тренируемся. Но это не первый раз, когда мы используем другой мяч на тренировках. Часто так поступают в ходе подготовки к определенной игре. Тренер должен говорить с игроками и объяснять, почему важна та или иная деталь. Обычно игроки это ценят. Формы, бутсы, мяч – большинство игроков находят эти детали важными».
Тренировка
В течение следующих дней подготовки к матчу с «Миланом» «Аякс» тренируется не на знакомом тренировочном поле рядом со стадионом, а на самом стадионе. Здесь мы описываем впечатления от такой тренировки, которые разъясняют, как тренируется «Аякс» под руководством Ван Гала.
Трибуна «Р» открыта для публики, и там уже расположились два болельщика и итальянский репортер. По другую сторону заграждения из колючей проволоки проходит игрок. Это Рональд де Бур, он отрабатывает серию из штрафных ударов с 20 метров, вероятно, надеясь подтянуться до уровня брата в этом аспекте игры. И мяч оказывается в сетке ворот, после каждой попытки. Ближняя штанга, дальняя штанга, Франк действительно близнец своего брата.
Пока на пустых трибунах отдается эхо ударов, на поле выходят остальные игроки. Без предварительной разминки они начинают отрабатывать удары по пустым воротам. Сотрудник стадиона в джинсах и футболке вскоре занимает позицию в воротах. У него нет шансов отразить то, что летит по сторонам от него. Настроение становится еще лучше, когда голкипер по случаю умудряется потерять одну из бутс, а на поле выбегает немецкая овчарка, которая рада найти столько новых друзей. Если бы на всех игроках не были надеты одинаковые тренировочные костюмы, вы могли бы подумать, что это компания друзей собралась попинать мяч в местном парке. Группа игроков «Аякса» прогоняет овчарку, и команда, наконец, может приступить к разогревающим упражнениям. После того, как все упражнения завершены настолько четко, что этому могли бы позавидовать и синхронные пловцы, начинается официальная часть тренировки.
Маленькая группа игроков отрабатывает позиционную игру под руководством Ван дер Лема. Большая группа игроков начинает игру на одной половине поля с набором мячей. Обороняется команда в желтом с Фредом Гримом в воротах и шестью полевыми: Оулидой, Франком де Буром, Божарди, Рейзигером, Ван ден Брумом и Финиди. Красные играют без вратаря, но с еще одним полевым игроком: Овермарс, Давидс, Блинд, Зеедорф, Вутер, Рейзер и Кану. Ван Гал заинтересован в позиционной игре, красные должны попытаться извлечь преимущество из своего лишнего полевого игрока. Время от времени Ван Гал останавливает игру. Его замечания по большей части обращены к Кану, который мало двигается. Вся суть упражнения в том, чтобы создавать пространство или бежать в свободную зону, отдавать мяч на фланг или вперед, пасовать назад или совершать забег. Кажется, что все идет не очень хорошо, но тут слышатся громкие комплименты. «Хорошая работа, Эд!» — обращается Ван Гал к Давидсу, который без мяча совершает угрожающий забег по флангу и освобождает пространство для Овермарса. Овермарс остается открыт и получает мяч. Кану хвалят, когда он пробегает мимо Рейзигера к ближней штанге, Овермарс смещается в центр, это отвлекает внимание от Рейзигера, который оказывается один перед воротами и забивает.
Позже роли меняются, когда Рейзер уводит защитника, совершив рывок по диагонали, это дает возможность Блинду переправить мяч на открытого Кану, и тот посылает мяч в сетку ворот так же, как это сделал Ван Бастен против Германии в 1988 году. Затем Давидс пытается обыграть защитника, но теряет мяч, и противники чуть не забивают. «Не рискуй в такой ситуации, – наставляет его тренер, – когда сзади еще есть их игрок. Лучше пасуй своему».
В одном случае Ван Галу кажется, что Зеедорф совершил неправильное движение. С трибуны не разобрать, о чем они говорят, но эмоциональные возгласы и взмахи руками показывают, в каком направлении идет разговор. «Зеедорф был прав, не согласившись с претензией», – Ван Гал подает сигнал, что игра может быть возобновлена. Зеедорфу всего 19, но он во многих отношениях ведет себя как опытный футболист.
Ван Гал говорит красным, что нужно меньше прессинговать впереди. «Защищайтесь здесь, а не на их половине», — говорит Ван Гал, держа в уме 24 мая. «Заманите их, а потом рвитесь вперед». Заметно, что красные пытаются тянуть с прессингом и поджидают желтых. Но как только красные вновь завладевают мячом и переходят в атаку, желтые начинают прессинговать, и случаются сразу две вещи: красные теряют мяч и желтые забивают. Желтые выигрывают 4-2.
Когда игроки приступают к последнему упражнению, накрапывает небольшой дождь.
Упражнение проходит на левой и правой половинах поля. В зависимости от того, у какой штанги стоит вратарь, мяч должен быть послан от боковой линии в штрафную. И Грим, и Ван Дер Сар берут сложные мячи. Некоторые голы удивительно красивы. Например, Рональд де Бур забивает такой гол: подкарауливает навес справа у дальней штанги и вколачивает мяч левой ногой под перекладину. Он идет с поднятыми руками до центрального круга. Но в других случаях мячи часто улетают на пустые трибуны, потому что удары приходятся мимо и выше. Иногда удар приходится мимо мяча. Так, не попадет по мячу Кану, к которому сразу обращается Ван Гал: «Ужасно, Кану!». Но каждый раз, когда нападающему удается воспользоваться своим шансом, раздается такая же громкая похвала. «Вратари победили!» — кричит Ван Гал, и последнее практическое задание закончено. Очевидно, он вел счет всем вратарским сейвам и забитым голам.
На трибуне «Р» присутствовало примерно 150 зрителей, а также 30 журналистов в ложе прессы, был замечен Франк Райкард, входящий на стадион вместе с физиотерапевтом Ласло Ямбором. Пока Ван Гал уходит с группой игроков, чтобы отработать угловые удары, а Ван дер Лем с оставшейся половиной выполняет последние практические упражнения, Райкард трусит вокруг кромки поля стадиона, на котором он был всего два года назад.
Жерар Ван дер Лем показывает некоторые последние движения. Они повторяются игроками, выстроившимися справа и слева.
Почти 12 часов, и те игроки, кто отрабатывал угловые удары с Ван Галом, покидают поле, кроме Зеедорфа и Овермарса, которые отрабатывают определенные приемы с Ван Галом. Тренер пасует каждому из них по очереди, а затем играет защитника. Каждый из них должен обвести его, а затем пробить мимо Грима. Другая группа игроков выполняет более простое упражнение на завершение: мяч посылается через центр к Ван дер Лему, который посылает его по диагонали на ударную позицию. На участке поля перед главной трибуной Эдгар Давидс жонглирует мячом. Это выглядит так, будто левый полузащитник пришел из другой вселенной, его финты, исполняемые перед пустыми рядами, не подчиняются законам гравитации. Аплодисментов нет, но даже если бы были, он вряд ли бы их заметил.
Когда Овермарс и Зеедорф уходят в душ, Ван Гал продолжает удовлетворять свою ненасытную жажду тренировать, он бьет по воротам Грима, и несколько раз ему удается отправить мяч мимо вратаря.
Когда группа Ван дер Лема заканчивает, помощник тренера тоже подходит к Гриму. С детским энтузиазмом он начинает пытаться поразить ворота запасного голкипера. Голы, которые он забивает, в отличие от голов Ван Гала, сопровождаются комментариями: «Вот так я всегда их и забивал, видишь». Грим улыбается, но ничего не говорит.
Райкард выполняет свои упражнения в другом углу поля. Из-за проблем с коленом он должен пропустить еще одну игру. Грим, грязный от прыжков в воротах, уходит с поля с Ван дер Лемом и Ван Галом.
На другом конце поля Литманен бьет по пустым воротам. Через несколько минут Бобби Хармс берет дело в свои руки и встает в ворота. Отрабатываются пенальти, на случай непредвиденных обстоятельств 24 мая. Финн бьет по воротам, и его удары эхом отдаются по пустому стадиону, как удары де Бура в начале тренировки. Что-то витает в воздухе, но никто не знает, что это.
Вена
После тренировки утром в понедельник 22 мая состав «Аякса» отправляется в бывший политический и культурный центр Европы. «Аякс» и «Милан» прибывают в аэропорт Вены с разницей в несколько минут. Сразу бросается в глаза различие между командами. В игроках «Милана» видны уверенность в себе, стиль и спокойствие. Молодые парни из «Аякса» уставились на своих итальянских соперников, столкнувшись в зале прибытия, и стояли, глазея на этих звезд и их прекрасных спутниц.
Тем не менее, годы участия в международных молодежных турнирах научили игроков «Аякса» не обращать внимания на харизму соперников. В отличие от элегантных итальянских модников, игроки «Аякса» представляют собой примеры молодежного стиля. Несмотря на шумиху, создаваемую газетчиками, игроки «Аякса» остаются на удивление спокойными.
Перед тренировкой итальянцев на впечатляющем стадионе Эрнста Хаппеля травмированная голландская звезда «Милана» Марко Ван Бастен делает комплимент Луи Ван Галу. «Для меня, спокойствие и уверенность, с которыми Ван Гал подходит к такому важному моменту – это один из секретов успеха его команды. Аура спокойствия распространяется среди игроков, это чувствуют даже соперники. Игроки “Милана” знают, что будут играть против команды, которая уверена в себе. Это действительно удивительно, что ему удалось привить такое качество такой молодой команде. Это показывает, что он тренер мирового уровня».
Физическая подготовка
То же самое можно сказать и о тренере «Милана» Фабио Капелло. Он – первый тренер, которому удалось вывести команду в финал важнейшего клубного турнира Европы три раза подряд. В конце утренней тренировки ему удается ускользнуть из лап журналистов. Он пробегает несколько кругов по пустому стадиону Эрнста Хаппеля, а затем идет душ. «В здоровом теле здоровый дух», — поговорка, которая также, если не в особенности, относится к тренерам мирового уровня.
Судя по тренировке, Капелло предполагает, что решающее значение для исхода игры будет иметь происходящее в центре поля. При позиционной игре футболисты должны сразу же переходить в прессинг, если теряют мяч. Капелло хочет, чтобы игрока соперника, владеющего мячом, начинало прессинговать сразу же минимум три футболиста. В таком случае главный козырь «Аякса» — игра в пас до установления надежного контроля над мячом – будет нейтрализован.
Примечательно, что француз Марсель Десайи оказывается не включен в стартовый состав первой команды во время тренировки. Но скоро становится понятно, почему. Его работа в команде резервистов – всюду прессинговать Звонимира Бобана. Это подготовка к тому, что он должен будет делать в финале: постоянным прессингом выключить из игры Литманена. Или, как сказал Луи Ван Гал: «Литманен должен ожидать, что за ним повсюду будет следовать невероятный атлет».
Финал
С раннего утра 24 мая исторический город Вена уже становится похож на ведьмин котел с 35000 итальянских и голландских болельщиков, чьи разноцветные формы и громкие голоса создают уникальную атмосферу.
Многие футболисты и тренеры суеверны, но напряженные болельщики «Аякса» не боятся приближающейся игры. Постеры анонсируют противостояние «Аякса» и «Милана». «Аякс» — номинальные хозяева, и всегда, начиная с сезона 1969—1970, итальянцы становились лишь вторыми. Кроме того, статистика противостояния нынешнего тренера «Милана» и «Аякса» не впечатляет. Он не только проиграл 2-0 оба матча с «Аяксом» в группе ранее в этом сезоне, но и проиграл «Аяксу», будучи игроком «Ювентуса» в финале в 1973.
Тем не менее, недоброжелатели быстро смогут вспомнить матч прошлого сезона, когда «Аякс» был обыгран на выезде в Парме. Это был худший матч «Аякса» под руководством Ван Гала. С другой стороны, оптимисты смогут сказать, что домашний матч против «Пармы» хоть и закончился со счетом 0-0, но был назван УЕФА одним из самых захватывающих противостояний сезона 1993—1994. В общем, «Аякс» всегда неплохо смотрелся с итальянскими соперниками.
Разминка
Перед стартовым свистком игроки «Аякса» и «Милана» начинают разминку на бурлящем стадионе Эрнста Хаппеля. «Аякс» действует как команда, где каждый знает, какая роль ему отведена. Игроки «Милана» выполняют вместе только одно упражнение – пробежки по двое от края штрафной площади до центрального круга под присмотром своего главного тренера. В других случаях каждый игрок работает сам по себе. Помощник тренера подсказывает что-то или помогает, когда это необходимо. Например, защитник Пануччи просит тренера кинуть ему мяч и пасует ему обратно поочередно то с левой, то с правой ноги. После каждого паса он совершает короткий рывок к новой точке. Десайи также чрезвычайно энергично завершает разминку, совершая короткие рывки то туда, то сюда. На кромке поля рядом с Марко Ван Бастеном стоит разочарованный Дежан Савичевич. Все голландские издания сообщали, что он будет играть, но в день финала крупнейшее итальянское издание «Газетта де ла Спорт» вышла с заголовком, что хорват не попадет в состав «Милана». Ван Гал не знал, стоит ли посочувствовать своему коллеге Капелло. На пресс-конференции он скажет: «Савичевич непредсказуем, как для противника, так и для своей команды. Он может выиграть финал в одиночку, но может и проиграть, нарушив баланс в собственной команде. Массаро более надежен, это может быть преимуществом в финале». По этим же причинам Ван Гал никогда не захотел бы купить игрока вроде Ромарио. Он уверен, что каждый отдельный игрок, даже звезда, должен уметь умерить свое эго ради интересов команды.
Формы команд
Когда множество воздушных шаров цветов УЕФА, «Аякса» и «Милана» взлетают в небо над Веной ровно в 20:26, случается что-то странное. Означал ли тот факт, что шарики УЕФА и «Милана» сразу же растворились в вечернем небе, а красные и белые шарики «Аякса» держались вместе, как организованная команда, что вечер пройдет хорошо для «Аякса»?
Когда обе команды выстроились для традиционных предматчевых фотографий, стало видно, что есть некая разобщенность и в форме игроков «Милана». Марко Симоне и Даниэле Массаро были обуты в отличные от остальных бутсы. Бутсы Массаро были с яркими полосами, а бутсы Симоне были совершенно белыми. Вероятно, Ван Гал бы такого не позволил. Он даже устроил Финиди Джорджу и Кану выволочку за то, что нигерийцы хотели играть в финале в новых бутсах! Ван Гал не делал исключений для игроков, которые хотели играть в длинных гетрах или в майках навыпуск. «Нужно выделяться своей игрой. Если вы играете как команда, то вы должны быть единым целым, это касается и того, как вы одеваетесь». Это было одним из правил Ван Гала, которые он установил, придя в «Аякс» в 1991.
Тактика
В первые несколько минут, как и ожидал Ван Гал, стало очевидно, что «Милан» изменил стиль игры, чтобы нейтрализовать угрозу «Аякса». Когда Данни Блинд или Франк Райкард были с мячом, нападающий «Милана» Массаро должен был помешать пасу на Франка де Бура или убедиться, что де Бур может отдать пас только на фланг.
Это означало, что «Аяксу» оставалось надеяться на Михаэля Рейзигера как на зачинателя атак, особенно учитывая, что Ван дер Сар не собирался просто выбивать мяч подальше вперед в таком важном матче. В тот вечер Рейзигер не мог показать своей лучшей игры. Его пасы были неаккуратны и достигали Рональда де Бура либо на высоте колена, либо на высоте груди, де Бур также не мог обеспечить мячом Кларенса Зеедорфа. 19-летний правый полузащитник, который проявил себя и на национальном, и на международном уровнях, в тот вечер не мог поймать момент, чтобы сместиться и обыграться с де Буром, или чтобы выйти на открытое пространство и получить пас от Рейзигера или Райкарда. Столь важные тройки справа не могли наладить коммуникацию, поэтому Блинд пытался доставить мяч прямо на Финиди Джорджа. Вариантов слева тоже было не особо много, и «Аякс» не мог перемещать мяч своим излюбленным манером. Следствия других тактических маневров команд довольно скоро стали заметны. Десайи, силовой центр «Милана», полностью справился со своей задачей выключить из игры Литманена. Это сделало его главным претендентом на приз Игрок Матча от УЕФА, единственным конкурентом мог стать Франк Райкард, который провел выдающимся образом свой последний матч на международной арене.
Также примечательно, что Бобан прессинговал Райкарда с первой минуты, как только игрок «Аякса» оказывался с мячом. «Милан» играл «даймондом» в центре поля, как и рассчитывал Ван Гал, но стало очевидно, что «Аяксу» нелегко с этим справляться.
Луи Ван Гал так прокомментировал проблемы, возникшие в первом тайме: «Мы ожидали, что “Милан” изменит свою игру, и мы сможем их переиграть. Но скоро стало ясно, что в игроках “Аякса” нет такой агрессии и уверенности в себе, как у итальянцев. В такой ситуации не имеет значения, что ваша тактика лучше. Кроме того, мы совершили важную тактическую ошибку в полузащите, которую я заметил через три минуты после начала игры. Во всех газетах я читал, что единственной задачей Бобана будет мешать Райкарду владеть мячом. С этого все началось, и Симоне пытался помешать Блинду участвовать в организации атаки. Но на самом деле главной задачей тактики итальянцев было своим «даймондом» заставить нас организовывать атаки через Рейзигера. “Милан” прессинговал активно, но не так, как обычно. Все равно у нас возникло много проблем. И это не только вина Рейзигера. Он не мог доставить мяч до Райкарда, потому что Зеедорф оказался выключен из игры и перекрывал пространство. В момент передачи Рональд де Бур часто оказывался в неудачной позиции, а Литманен был закрыт Десайи. Перед перерывом я три раза подходил к кромке поля и давал Зеедорфу указания, как нам справиться с проблемой. Я сказал Зеедорфу играть на 5 ярдов выше, а Райкарду на 5 ярдов ниже. Тогда у Райкарда было бы больше пространства, потому что Бобан не стал бы играть так высоко. Тогда у Рейзигера появилось бы два направления развития атаки, а не одно. Если бы Симоне начал закрывать Райкарда, то нашим лишним игроком стал бы Блинд. Главное, чтобы был этот лишний игрок, потому что Барези явно не собирался играть перед своей защитой.
В перерыве я постарался придать парням больше уверенности и объяснил, как мы собираемся справиться с проблемой. Во втором тайме мы смотрелись гораздо лучше и смогли взять игру под контроль».
Перенастройка
При подготовке «Аякс» придавал особое значение быстрому переходу в атаку сразу после того, как удастся завладеть мячом в центре поля. Однако во время самой игры задумку не удавалось воплотить в жизнь, и это еще раз доказывало, что тренер, несмотря на подготовку, всегда будет зависеть от формы своих игроков в один конкретный вечер. Если сразу семь футболистов не показывают того, на что способны, как было с «Аяксом» в первом тайме, тренер оказывается неспособен что-либо изменить. Если сразу все идет не так, невозможно понять, что надо изменить в первую очередь.
«Милан» доминировал в первом тайме. Как только итальянцы получали мяч, они показывали образцовую игру. «Милан» разрезал защиту «Аякса» при помощи резких рывков, быстрого перемещения мяча и атлетичной игры. Их передачи внешней стороной стопы были изумительны. «Милан» показывал лучшую элегантную игру, на которую был способен. Потеря мяча была чревата.
Попытки «Аякса» контратаковать в первом тайме смотрелись вяло по сравнению с контратаками «Милана». Через неделю после финала Ван Гал по другому взгляну на вещи: «Для итальянцев не был проблемой переход в атаку. Мы проигрывали мяч их полузащитникам и нападающим. Если вы проигрываете мяч на таких участках, то соперники могут очень быстро создать голевую угрозу. Если ваши вингеры теряют мяч на углу поля, то даже итальянцы не смогут быстро перейти в атаку. То есть оказывается важно именно место, где вы теряете мяч».
Превосходство команды Капелло в первом тайме вылилось в два голевых момента, но удача «Аякса» не покинула вратаря Ван дер Сара, и голландцы дотянули до перерыва.
Перерыв
Пятнадцать минут перерыва были последним шансом для тренера повлиять на ход игры. Ван Гал черпал вдохновение от портрета Эрнста Хаппеля в полную величину, висевшего в раздевалке. Австрийский мэтр тренерского цеха всегда мог перевернуть ход игры несколькими элегантными штрихами.
После игры Ван Гал признался, что в тот момент обращался к игрокам со смешанными чувствами. С одной стороны он знал, что сильные соперники, которые не могут превратить свое преимущество в голы, часто сталкиваются с трудностями. С другой стороны, он был в ярости из-за того, что многие проваливают такой важный матч. В первые 45 минут игроки «Аякса» не нанесли ни одного удара по воротам вратаря «Милана» Росси. Это случилось впервые за сезон.
Ван Гал также заметил, что игроки воспринимают первый тайм как командный провал. Многие были разочарованы. Ему нужно было снова вселить в них уверенность.
И в этот решающий момент становится понятно, почему Ван Гал потратил столько сил на сплочение команды. Команду вдохновляет не только тренер. Ответственность на себя берет целая группа игроков. В раздевалке первым слово берет Франк Райкард. Сосредоточенно и без лишний агрессии он говорит: «Я хочу, чтобы мяч двигался быстрее. Некоторым нужно играть лучше, когда мяч у нас. Нет смысла критиковать Рейзигера. У него нет вариантов, когда он получает мяч». Это становится началом короткой оживленной дискуссии, в которую вовлечены Блинд, Зеедорф и де Бур. Тренер доволен, он наблюдает.
Затем уже вступает Ван Гал, он вносит свою часть критики и дает несколько новых указаний. Самое главное: Франк Райкард должен чаще получать мяч, чтобы создавать больше опасных моментов. Для этого ему нужно будет оттянуться назад, чтобы Бобану пришлось решить, прессинговать ли Райкарда или придерживаться зонной защиты. Это оказывается очень действенным ходом после разочаровывающего первого тайма. После матча все игроки «Аякса» чувствовали, что Райкард был гораздо лучше во втором тайме. Статистика этого не подтверждает: в первом тайме Райкард коснулся мяча 40 раз, а во втором 41. Важно, однако, что на своей «новой» позиции Райкард смог сделать 8 опасных передач, на 4 больше, чем в первом тайме. Цифры демонстрирую еще одну важную особенность игры Райкарда: за весь матч он совершил всего один фол, а всего в матче было совершено только 30 фолов, несмотря на то, как важен он был для обеих команд. Это показывает, что в современной игре защищаться можно без потери мяча, то есть без штрафных ударов в свои ворота.
Второй тайм
После перерыва игра идет совершенно иначе. Неожиданно «Аякс» вновь начинает играть в свой привычный комбинационный футбол. Статистика подтверждает это: 60% владения мячом у «Аякса» и 40% у «Милана».
Для Ван Гала очень приятным оказался тот факт, что «Аякс» со средним процентом владения мячом 59 оказался лучшим клубом по этому показателю в Лиге Чемпионов, обойдя «Барселону» Йохана Кройфа на 4%.
Вскоре после начала второго тайма Ван Гал решается на тактические перестановки. Через 8 минут явно разочарованного Зеедорфа заменяют. Теперь с де Буром, играющим справа в полузащите, получается больше возможностей для перемещения мяча. Игра Рейзигера быстро улучшается. После нескольких впечатляющих забегов от Кану, Барези большую часть времени проводит глубоко в защите, чтобы избежать прямого контакта с нигерийцем. Весь «Милан» оказывается вынужден оттянуться на 15 ярдов назад.
Неизвестно, подсказали ли Ван Галу что-то шаманы вуду, или он поддался уговорам матери Клюйверта, но на 70 минуте он решает заменить Литманена, которому так и не удалось избавиться от опеки Десайи, на Патрика Клюйверта. Имена больше не имели значения. Приоритетом для Ван Гала была команда.
Замена
«Литманен – это такой игрок, которому обычно удается избавиться от опекающего соперника. Его сильная сторона – это идеальный выбор времени и позиции, но Десайи сильнее физически и всегда мог догнать его.
Клюйверт – более творческий и креативный игрок, нежели Литманен. Десайи оказался вынужден выполнять гораздо больший объем работы с выходом Клюйверта, и это сработало в нашу пользу. Клюйверт также лучше играет головой, что сделало нас опаснее вверху. Это большой плюс, когда игра подходит к концу, а вы прибавляете и играете лучше».
Эта замена означала, что теперь у «Аякса» на поле пять игроков, готовых бороться за мяч, и пять преимущественно атакующих игроков. Соотношение, вроде бы, неприемлемое по всем канонам европейского футбола, где даже соотношение 7:3 в пользу борющихся за мяч игроков может посчитаться дерзостью и бесстрашием. Это риск, который можно себе позволить, только если каждый из одиннадцати игроков знает, в чем состоит его работа, когда мяч у соперника. После игры Фабио Капелло признал, что у его футболистов не хватило времени, чтобы отреагировать на тактические демарши Ван Гала. При всем уважении, на ситуацию можно посмотреть по-другому: проявив готовность идти на риск, Ван Гал выиграл в тот вечер в Вене у соперника, который превыше всего поставил надежность. Один из самых креативных игроков в составе «Милана» Лентини провел большую часть игры на скамейке запасных и вышел, когда все уже было решено, то есть после того, как Райкард своим золотым пасом вывел на удар Клюйверта, который со слезами радости завоевал сердца многих футбольных болельщиков.
«Выигрывает тот, кто рискует» — такой урок вынес Капелло из своего третьего финала в Кубке Чемпионов за три года.
Перфекционист
После полутора часов прыжков, криков и выхода эмоций, накопившихся за весь сезон, Ван Гал сидит на традиционной пресс-конференции, чтобы еще раз подтвердить свою веру в философию «Аякса». Он объясняет иностранным журналистам, почему для «Аякса» оказалось так важно, что «Милан» выбрал необычную расстановку ромбом, а затем уточняет у переводчика, донес ли тот смысл его слов как положено. Это типично для перфекциониста Ван Гала.
Несколько минут спустя итальянский журналист спрашивает его, считает ли он себя теперь величайшим голландским тренером всех времен.
Ван Гал отвечает: «Задайте мне тот же самый вопрос через семь лет, когда мне будет 50. Сейчас мои достижения еще не могут сравниться, с тем, чего добился Ринус Михелс. Он внес неоценимый вклад в развитие голландского футбола. До Михелса голландскому футболу не было чем особо похвастать. Прорыв на международном уровне – заслуга Михельса». Этот ответ показывает глубочайшее уважение, которое Ван Гал питает к своему коллеге, но также и показывает его собственные амбиции. Впечатляющий список из двух побед в чемпионате Голландии, победы в кубке страны, кубке УЕФА и в Лиге Чемпионов за короткие три года. Это только начало.
Автор перевода: Василий Легейдо