Возвращение Пророка. 5 идей Арриго Сакки, которые все еще актуальны
Арриго Сакки может вернуться в структуру «Милана». Алексей Логинов рассказывает, как один из лучших тренеров ХХ века может пригодиться «россонери» в ХХI.
Берлускони хочет видеть Сакки в «Милане». И уже довольно давно. Но почему-то они все никак не могут воссоединиться. На этот раз в итальянской прессе появилась информация, будто экс-тренеру «россонери» прочат место наставника Филиппо Индзаги – дескать, так пожелал сам президент. На самом же деле пока речь идет лишь о должности координатора молодежного сектора – то, чем Сакки занимался в течение последних четырех лет в FIGC.
Наставничество – достаточно распространенное в Италии явление, как правило, практикуется в низших дивизионах. При этом на пост спортивного директора приглашается знаменитый тренер, а командой руководит кто-то из молодых. Несколько лет назад так работали Луиджи Симони и Фабио Пеккья в «Губбио». Правда, закончилось все очень быстро – после серии поражений на старте сезона Пеккья был уволен, и Джиджи пришлось самому вставать к штурвалу. Разумеется, есть и более удачные примеры – Франческо Гвидолин и Андреа Страмаччони в «Удинезе». Но мало кому понравится, если за его спиной будет маячить один из самых легендарных тренеров в истории футбола. Вот и Филиппо Индзаги поспешил разграничить роли и заявил, что хотя Сакки – гуру, но он сам привык принимать решения.
Да и Пророк из Фузиньяно, судя по всему, не имеет ни малейшего желания вмешиваться в дела Индзаги – его присутствие в Коверчано никак не влияло на стиль игры Национале. С Чезаре Пранделли они в основном обменивались дежурными комплиментами. Куда больше Сакки взаимодействовал с тренером молодежной сборной. В успехе на Евро-2013 – в Израиле «адзуррини» добрались до финала – есть и его заслуга. Впоследствии Девис Манджа признавался, что Сакки с первых дней взял над ним шефство и активно помогал в тактических и иных вопросах. Арриго не остался в долгу – летом 2013 он порекомендовал своего подопечного Галлиани в качестве альтернативы Массимилиано Аллегри.
Рассуждая об актуальности возвращения Сакки в Миланелло, было бы ошибкой просто попытаться перенести его идеи из 1980-х в реалии сегодняшнего дня. Тотальный прессинг, использование искусственного офсайда, максимальная компактность, зонная защита, линейная расстановка 4-4-2, лекции до полуночи и нарисованные прямо на дверях тактические схемы – все это было тогда. Но ведь Арриго не тренирует уже 15 лет. За это время его последователи успели пройти путь от слепого копирования методик Сакки до почти полного их отрицания. Да и сама scuola sacchiana разделилась на несколько направлений, которые настолько же далеки друг от друга, как ситхи и джедаи.
Поэтому очень сомнительно, что Арриго, который за четыре года в «Милане» сделал больше, чем иные за всю жизнь, не придумал бы ничего нового. Скорее всего, он бы сосредоточился на развитии систем прессинга, ведь, выступая в качестве эксперта на итальянском телевидении, он часто восхищается методами Хосепа Гвардиолы. По его словам, именно в этом направлении и должен эволюционировать современный футбол. Тот футбол, у истоков которого стоял он сам.
Идеи Сакки, считавшиеся в конце ХХ века революционными, сегодня в том или ином виде используются ведущими европейскими командами. Некоторые из них актуальны и для современного «Милана».
1. Зонный принцип обороны
Заблуждается тот, кто считает, что именно Сакки изобрел «зону». В действительности же он лишь усовершенствовал систему, родоначальниками которой были Маэстрелли и Лидхольм. В те годы многие тренеры знали, в каком направлении нужно двигаться, но только Сакки удалось добиться от футболистов синхронности. Кроме того, он был противником теории, что звезд уже нельзя научить каким-то новым приемам. Его знаменитая фраза: «Футболист (calciatore) – тот, кто умеет бить по мячу. А игрок (giocatore) – тот, кто понимает игру». (Слово «calcio» с итальянского также переводится как «удар ногой», «пинок»). Поэтому с первого и до последнего дня Сакки пытался превратить футболистов в игроков – он учил понимать игру и терпеть не мог тех, кто думал, что все знает: «Они, словно старые плотники, которые считают, что не должны узнавать что-то новое!»
Сакки объяснял, что при игре в защите на поле существуют четыре ориентира – мяч, пространство, соперник и партнеры, поэтому любой маневр должен совершаться с их учетом. Похоже, что некоторым не помешало бы освоить азы зонной обороны – достаточно разобрать этот гол «Аталанты» в ворота «Милана».
Де Йонг, вместо того чтобы закрывать свободное пространство, бросается к Денису, а потом почему-то оставляет аргентинца без присмотра. За подобные фокусы Сакки выгонял игроков из сборной – вспомнить хотя бы Алессио Таккинарди.
Даже если влияние мэтра распространится лишь на молодежный сектор, тот, по крайней мере, перестанет выпускать некачественные изделия с маркировкой «новый Мальдини». А когда из Примаверы начнут приходить грамотные молодые защитники, это станет первым шагом к возрождению.
2. Нюансы расстановки
Традиционно с именем Сакки связывают исключительно схему 4-4-2, которая сейчас в Италии в чистом виде используется крайне редко. Между тем в «Милане» тренер начинал с расстановки 4-3-3 и отказался от нее только по причине того, что во время отработки типовой комбинации некоторые любители тортеллини не успевали добежать до линии ворот. Поэтому он был вынужден искать более устойчивые сочетания.
В данный модуль Сакки постоянно вносил изменения, учитывая индивидуальные характеристики футболистов. Например, в 1988 году часть функций фантазисты выполнял Роберто Донадони – самый техничный из того состава, располагавшийся на правом фланге полузащиты. Идея сдвинуть диспетчера на край жива до сих пор – в прошлом сезоне сам Донадони в «Парме» использовал в схожей роли Марко Маркьонни.
В «Милане» Индзаги к перестроению на 4-4-2 в оборонительной фазе прибегают довольно часто. Обусловлено это наличием Джакомо Бонавентуры – одного из тех немногих, кто отвечает высоким требованиям Сакки. Мэтр мог бы дать Пиппо пару советов, как проще объяснить игрокам целесообразность того или иного перемещения, а также отработать данный маневр во всех молодежных командах. Ведь никто лучше него не разбирается в особенностях расстановки, которую в Италии первым начал использовать именно он.
3. Разумный универсализм
В начале 1990-х Сакки экспериментировал со сменой позиций футболистов едва ли не чаще всех в Италии, поскольку считал, что каждый игрок должен уметь и атаковать, и обороняться. Возглавив «Скуадру Адзурру», он в первом же матче поставил Джанфранко Дзолу в среднюю линию, а во втором – Дино Баджо в центр защиты. Вопреки расхожему мнению, пробовал он выпускать и плеймейкера перед обороной – однажды для этой цели даже вызвал в сборную Антонио Маниконе из «Интера». Однако от него пришлось отказаться, поскольку истинный реджиста в то время как раз занимал пост тренера.
Сейчас Сакки мог бы разработать и внедрить в молодежном секторе систему, согласно которой были бы определены функции игрока в зависимости от его основной позиции. Первоочередное требование – наличие второй или третьей специальности. В этом случае юным футболистам не пришлось бы переучиваться, когда их вызовут в главную команду. И не возникало бы ситуаций, как в случае с Симоне Верди, который не пригодился, потому что он – треквартиста старой школы, а в 2011 году в «Милане» такие не требовались.
Все должно быть организовано, как в театре, столь любимом Арриго: роли распределены, и каждый актер выучил свою наизусть. Терцино знает, что он должен идти до конца, поскольку эстерно на его фланге смещается в центр. А медзала с закрытыми глазами найдет то идеальное место на сцене, которое определил для него режиссер, – так, чтобы у соперников не оставалось свободного пространства.
4. Менталитет победителей
Сакки умел заставить выдающихся футболистов работать на команду, а средних – прыгать выше головы. Причем с первыми он не церемонился. В прошлом году в Италии вышла книга, пользующаяся большим успехом, главные герои которой – Сакки и Берлускони. В одном из выдуманных диалогов тренер говорит: «Гуллит думает членом, слишком полагается на инстинкты. Ван Бастен вообще достал, с этой его блаженной рожей». Скоро тренер допишет автобиографию, и, возможно, мы узнаем, что реальность была еще более захватывающей.
Однажды Сакки сказал, что лучший в составе «россонери» – Анджело Коломбо. Тогда многие восприняли это как шутку, но вся карьера Арриго показала, что ключевыми фигурами в его построениях были отнюдь не звезды, а незаметные герои, таскающие рояль. Данный подход подвергался критике в те годы, когда итальянские клубы могли позволить себе покупать обладателей Золотого мяча. Сегодня же все иначе.
Последнее время Сакки любит повторять, что для него незаслуженная победа – не победа. Поставить «автобус», отсидеться в обороне и забить гол после углового на 94-й минуте – неприемлемо. Именно такая философия и нужна «Милану», который все чаще обвиняют в провинциальности. Один из базовых принципов Сакки – для того чтобы стать грандом, необходимо мыслить как великие.
5. Умение заимствовать у других
В Италии достаточно желающих строить новые «барселоны» и «баварии». Да вот только без сотен миллионов евро, Месси, Иньесты и Роббена получаются копии, мало похожие на оригиналы. Почему бы не использовать противоположный подход? Ведь 25 лет назад Сакки создал величайшую команду в истории кальчо на примере скромной «Болоньи» Джиджи Майфреди. Тогда никто не мог понять, с какой целью тренер заставляет несчастных футболистов часами смотреть записи игр «россоблу». Однако эталоном была не только «Болонья» – Сакки черпал вдохновение и в низших дивизионах.
Как раз сейчас в серии А есть две команды – «Эмполи» и «Сассуоло», которые могли бы стать моделью для нового «Милана». У Маурицио Сарри и Эусебио Ди Франческо есть перспективные идеи, которые можно и нужно заимствовать. И нечего комплексовать – даже Франко Барези, будучи чемпионом мира и легендой, не стеснялся учиться у Джанлуки Синьорини из «Дженоа». Вот и Риккардо Монтоливо не помешало бы понаблюдать за игрой Мирко Вальдифьори – одного из главных открытий текущего сезона итальянского чемпионата.
Максимальный эффект от возвращения Арриго Сакки в «Милан» был бы достигнут, если бы команду возглавлял один из его последователей. Подобное мэтр мечтал осуществить еще в «Парме», когда занимал там должность технического директора. Он планировал вернуть в клуб Карло Анчелотти, оставшегося без работы после окончания контракта с «Ювентусом». Но Карлетто перехватил Берлускони.
Сейчас в структуре «россонери» достаточно сторонников Сакки, но Филиппо Индзаги, увы, к ним не принадлежит. Да и среди возможных преемников Пиппо пока нет никого из представителей scuola sacchiana. Однако ближе к лету все может измениться.
Говоря о заслугах Сакки, всегда вспоминают «Милан», победы в еврокубках, серебро чемпионата мира, но кое-что непременно упускают. Когда осенью 1991 года президент FIGC Антонио Маттарезе пригласил Арриго в Национале, он знал, что совершает святотатство – нарушает традицию, сложившуюся с 1966 года, согласно которой новый c.t. должен выбираться исключительно из тренеров, работающих в Федерации. Но он и представить себе не мог, во что это выльется.
Ведь именно Сакки спортивные журналисты обязаны тем, что дискуссии о тактике вышли на новый уровень. До него тренеры, отвечая на невинные вопросы вроде роли симметрии при давлении на полузащиту соперника, недовольно хмурили брови или отделывались банальностями. И только Арриго обожал вместо десяти слов выдать сто, а то и тысячу. Как забыть его пресс-конференции после матчей сборной, когда все уже засыпали, а он говорил, говорил... Коллеги были вынуждены не отставать. Конечно, его ненавидели, но никто не осмеливался игнорировать обладателя двух ушастых кубков, который выиграл бы еще и чемпионат мира, если бы не промах Даниэле Массаро.
Подобно Сергею Эйзенштейну, стремившемуся найти новый кинематографический язык, Арриго Сакки поспособствовал развитию языка, на котором простые смертные могли поговорить о замыслах тренеров. То, что раньше объяснялось лишь жестами, разными cazzo и vaffanculo, обрело почти поэтическое звучание. Пошла мода на телевизионные посиделки, во время которых эксперты и бывшие футболисты, а также блондинки, музыканты и киноактеры в течение нескольких часов обсуждают схемы, роли, баричентро, качество прессинга, трансформацию модуля в атакующей фазе и многое другое.
Сакки испытал на себе, каково это – чувствовать неприязнь так называемых профессионалов. Поэтому он никогда не переставал делиться знаниями с другими. Похищенный у богов кальчо огонь достался людям.
Всем, кому не жалко плюсов, мы говорим GRAZIE!
Последние материалы блога:
Колизей не продается. Почему Франческо Тотти так и не перешел в «Реал»
Туринские зарисовки. Как «Ювентус» не смог победить «Интер»
Еще 10 поводов сказать «серия А, я люблю тебя»
Просмотр видеоконтента предоставлен ntvplus.ru (ОАО НТВ-ПЛЮС). Фото: Fotobank/Getty Images/Claudio Villa, David Cannon/Allsport, Paolo Bruno